Лица общественного сектора Омской области (2025) ч.19 |Эйхвальд Виктор Васильевич
председатель Совета общественной организации Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области – Виктор Васильевич, расскажите, как в вашей семье поддерживались немецкие традиции? – Я родился в немецкой семье, в селе Горьковского района, Омской области, его население почти на сто процентов было немецким. Мы говорили только на швабском диалекте немецкого языка. Я пошёл в первый класс, не зная русского языка. Все традиции, насколько возможно было в то время, соблюдались: была советская власть, и религиозные направления не очень приветствовались. Деревня наша была чисто католической. Сейчас я понимаю, насколько ценны те традиции, и народные, и религиозные: тайком отмечали Рождество, Пасху. Это был замечательный праздник, мы делали гнёзда, ждали пасхального зайчика. Утром просыпались, а каждому уже было подготовлено пасхальное гнёздышко, а там – яйца крашеные, конфеты, домашнее печенье. Это было красиво и незабываемо. Интересно праздновали свадьбы, особенно на второй день, когда свадьба превращалась в настоящий карнавал. Собиралось много людей. Все переодевались и шли к крёстной матери невесты за подушкой. Она была настоящим произведением искусства: большая, пуховая, разукрашенная, связанная бантами и лентами. И эту подушку несли по всему селу с криками «Hochzeit» (свадьба), все её хватали, каждый хотел к ней прикоснуться. Я всегда удивлялся, как подушка доживала до возвращения в дом невесты. Стреляли из ружей, играли гармонисты и били в металлические треугольники (это ударный музыкальный инструмент), все танцевали и кричали. Это было что-то! Похороны тоже были другими. Если девочка или девушка умирала до замужества, её обязательно хоронили в одежде невесты. Пусть это ребёнок годовалый или месячный, но девочка. Всегда была траурная процессия, несли хоругви (религиозное знамя), четырёхконечные кресты. – Какие ценности вам прививали родители? – Конечно же, в семье надо было работать, хотя это не только у немцев. Нас было семеро, и все работали. У отца не было привычки сажать напротив и учить, каким нужно быть. Нас воспитывали, что «жить бедно – стыдно». Я очень благодарен за такое воспитание. Это специфика национальная. Потом она перемешивается с русской культурой, с украинской и так далее. Происходит взаимопроникновение культур. Мы влияем на них, они – на нас. И сегодня у нас в Омской области около 100 населённых пунктов, основанных этническими немцами. И даже после массовой эмиграции там сегодня осталось от 10% до 90% немцев. Те же Миролюбовка, Аполлоновка, Литковка, Солнцевка и другие. Туда приезжают люди из разных городов, из-за границы, люди разных национальностей, но как эти поселения были красивыми, благоустроенными, такими они и остались. Это и есть взаимопроникновение культур. Чем Иван Иванович Иванов хуже Фридриха Фридриховича Келлера? Он тоже хочет жить достойно. Вот так вот: начали беседу с одного населённого пункта и народных традиций, а пришли к разговору о воспитании, наших ценностях, которые являются, между прочим, универсальными, не только немецкими. Никто же не будет отрицать, что жить бедно в деревне – стыдно. Когда земля есть, когда лопата есть, ты должен посеять, вырастить урожай, а не ходить побираться. – Вы получили педагогическое образование и работали учителем истории в школе. Что вас побудило выбрать это направление? – Сначала я служил в армии, 3 года на флоте, и потом поступил заочно в сельхозинститут на зооинженерный факультет. Работал начальником смены, потом – старшим зоотехником Октябрьского молочного комплекса. Для меня это было очень интересно, и работал я с удовольствием. Но я с малых лет любил историю, в школе часто читал лекции, меня всегда туда тянуло, поэтому после 2-3-го курса сельхозинститута я все-таки поступил в Омский государственный университет (современный ОмГУ им. Ф.М. Достоевского) на исторический факультет, где получил образование преподавателя истории. Потом меня избрали председателем исполкома сельского совета, в то время я ещё был совсем молодой, учился на историка и считал, что в работе на общество историческое образование мне поможет. Я не думал, что буду учителем, но действительно преподавал в школе около трёх лет историю и начальную военную подготовку. Это было для меня больше хобби. История была мне по душе. – В конце восьмидесятых годов прошлого века семьи этнических немцев начали эмигрировать в Германию на основании Федерального закона ФРГ «О делах перемещённых лиц и беженцев». Было ли у вас желание туда переехать? – Самое интересное, что вся моя большая семья там, в Германии, кроме меня, поэтому у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Мои родные уехали из села, когда отец уже был на пенсии. Это были 90-е годы, очень кризисное время. У мужей моих пятерых сестёр были трудности, и отец согласился на переезд. А они без отца и матери – никак, у нас такая семья. И когда они оформляли документы, со мной единственным даже разговора на тему переезда не было, потому что они знали, что я туда не поеду. Я в то время был заместителем главы Горьковского района и чувствовал себя здесь нужным. По семье я всегда скучаю, грущу. Только в январе был у мамы на дне рождения, ей исполнилось 93 года. Там я бываю довольно часто. Дети мои здесь, внуки мои здесь. Я здесь занимаюсь любимым делом. Сказать, что я чувствую себя обделённым, не могу, это не правда. Я просто туда не хотел. А мог бы, если бы очень захотел. – Можете ли подробнее рассказать о том, чем занимается ваша общественная организация? – Начну с того, что национально-культурная автономия немцев появилась в соответствии с законодательством от 1996 года, когда был принят Закон о национально-культурной автономии. Для нас это было ново. Азовский немецкий район уже существовал, потому что он был создан в 1992 году, а мы сделали свою автономию 6 декабря 1997 года. Во главе организации встал профессор, основатель Азовского немецкого района и его глава Бруно Генрихович Рейтер. Я с ним работал в нашей организации все эти годы. И после того, как он заболел, меня избрали председателем. До этого я был заместителем. А ещё раньше долгие годы был редактором историко-краеведческого и методического журнала немцев «Сибирь и культура». Мы рассказывали историю краеведения, печатали методические разработки, песни, сценарии. Для нас в то время это было сложно: не было никаких пособий, мы собирали информацию, как могли. И я рад, что за 20 лет было выпущено 40 номеров. Я замечаю его у своих коллег из центров немецкой культуры, в администрациях районов и вижу, что этот журнал читается. Цель создания автономии в любой стране, где существует такой закон, – сохранение культурного потенциала. Этим мы и занимаемся. Мы не имеем права на какие-то территориальные обособления, а имеем право на национально-культурную деятельность. Совместно с Русско-немецким домом проводятся курсы немецкого языка, это финансируется уже много лет из Германии в соответствии с межправительственным российско-германским соглашением о поддержке российских немцев, подписанным в июле 1992 года. Это соглашение не отменено, и никто его не отозвал, то есть Германия до сих пор оказывает поддержку этническим немцам Российской Федерации. Наша главная функция, кроме того, о чём я уже сказал, это работа с компактными поселениями, населёнными пунктами, в которых проживают российские немцы. Таких поселений около 100. Это работа с местными национальными организациями, у нас их 13. С каждым главой района мы подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Мы постоянно проводим выездные заседания в разных районах Омской области. Проводим фестиваль культуры российских немцев «Феникс» и приглашаем людей из всех районов. Мы по очереди проводим конкурс эстрадной немецкой песни «Weihnachtsstern» («Рождественская звезда»), спартакиады местных автономий во всех районах Омской области. В этом году их будет 13, в них участвуют все местные автономии. Мы издаём книги и снимаем документальные фильмы с нашими партнёрами: режиссёрами Владимиром Буряковым и Уралом Мустафиным, лауреатами нашей региональной автономии. Ежегодно в конце года мы подводим итоги, и люди разных национальностей, разных специальностей – журналисты, учёные, историки, краеведы, заведующие центрами, руководители – становятся лауреатами нашей организации. У нас уже 65 лауреатов, граждан России и Германии. Каждый год мы проводим рабочее совещание с представителями власти и представителем наших учреждений и выбираем 13 лучших людей года. В Азово проводим форум «Взгляд в будущее» и выбираем двух-трёх лауреатов. Каждый год после ухода из жизни Бруно Генриховича мы награждаем премией имени Рейтера за активную общественную деятельность. – Какие сейчас крупные проекты готовит автономия? – Самое главное, чем мы сейчас занимаемся, это строительство азовского этнографического культурно-образовательного комплекса «Немецкое подворье». Мы хотим воссоздать образ населённого пункта немцев первой половины XX века. Для этого мы разработали концепцию создания этого комплекса в апреле 2017 года. Создали фонд соотечественников для аккумуляции средств. Я являюсь директором фонда, а его попечительский совет возглавляет Виктор Шрейдер, бывший мэр города Омска и бывший депутат Государственной Думы. Мы уже подвели под крышу немецкую П-образную усадьбу и будем открывать её. Строится лютеранская церковь, уже на 30 процентов поставлены стены. Начинается строительство гостиницы. Мы также ищем инвесторов для немецкого кафе. В Москву на конкурс президентского Фонда культурных инициатив мы отправили бизнес-план на 15,5 миллиона рублей для финансирования событийной площадки на этом же подворье. Правительство Омской области выделило нам средства в 30 миллионов рублей из Программы улучшения городской среды на прогулочную дорогу шириной 6 метров, которая объединит районный парк отдыха, строящуюся православную территорию и наше немецкое подворье. Мы собрали за два года 30 миллионов рублей только от спонсоров. И для меня 200 рублей от бабушки не менее дороги, чем миллионы от предпринимателя. Приходят деньги не только от немцев. Например, из села Украинка перечисляют деньги, им тоже интересно. – Вы сменили на посту председателя организации Бруно Рейтера, человека, который внёс неоценимый вклад в сохранение и развитие культуры российских немцев. Давал ли Бруно Генрихович вам какое-то напутствие во время вашего вступления в должность? – Знаете, какого-то официального напутствия не было. Но я с ним общался более 20 лет, и эти воспоминания бесценны. Общение с ним было для меня настоящим университетом. Несмотря на разницу в возрасте, я думаю, мы с ним были друзьями. Мы могли сидеть до утра, беседовать. О чём мы только ни говорили! И он меня учил, поэтому я не могу сказать, что было какое-то одно напутствие, это было на протяжении всех лет нашего общения. Я ему очень благодарен. Он – мой учитель и в хорошем, и иногда не в хорошем смысле. Мы ошибались. Но было бы странно, если бы мы не ошибались. Это был тоже урок. Не надо превращать никого в икону. Иначе мы будем просто молиться, а нам нужно учиться. – Как сейчас ваша организация взаимодействует с властями Германии? Проводите ли вы совместные мероприятия с немцами с исторической родины? – Почти никак. Раньше к нам ежегодно приезжали несколько делегаций, депутаты Бундестага и специальные уполномоченные люди по делам переселенцев и национальных меньшинств. Более того, в Томске я общался с Ангелой Меркель, когда она была канцлером Германии. Мы сейчас, к сожалению, этих связей не имеем, потому что Германия не поддерживает политику нашей страны, а мы не поддерживаем политику Германии. Мы – граждане своей страны. Мы всегда говорим, что одна из задач этнических немцев – быть мостом между Россией и Германией. Если мы хотя бы немного поможем восстановить отношения между этими странами, будет очень хорошо, потому что это две наши Родины. Мы очень хотим, чтобы восстановились нормальные отношения между двумя самыми сильными и влиятельными странами в Европе. И, несмотря на всё происходящее, Германия продолжает финансировать многие наши проекты. Мы благодарны и Германии, и России за то, что, несмотря на сокращение сотрудничества и экономического, и культурного, в том, что касается российских немцев, союз продолжается. – Могут ли вступить в вашу организацию люди, не имеющие немецких корней, но интересующиеся немецкой культурой? – Конечно, могут. И по уставу, и по закону. Если интересна культура народа, если ты ей интересуешься – добро пожаловать. У нас даже есть руководители местных районных организаций не немцы, а русские, поэтому здесь нет никаких проблем. Вот в прошлом году лауреатом по итогам года стал башкир Урал Мустафин за то, что он снял ряд фильмов про историю и культуру немцев Омского Прииртышья. Мы очень благодарны, что нам помогают разные люди, что им это интересно, и они нас, когда надо, защищают. Недавно отмечали юбилей Веры Афанасьевны Певцовой, она – этническая русская, преподаватель политеха. Была делегатом первого съезда советских немцев, писала о нас ещё 30 лет назад в «Омской правде» и защищала наши интересы. Она активно, смело выступала в защиту немцев. Леонид Петрович Фёдоров, бывший начальник управления культуры Азовского немецкого района, этнический русский, а он – лауреат нашей организации. И я не перестаю благодарить его за всё, что он сделал. Так что в этом плане у нас открыты двери для всех. – Как вы оцениваете роль государства в поддержке культурной идентичности российских немцев? – На современном этапе региональная автономия реализует свои проекты за счёт двух основных источников. Первый — это фонд Азова. И второй — это, конечно, гранты. Сейчас мы реализуем проект «Немецкая усадьба», который отражает быт и культуру немцев прошлого. Параллельно готовим новый проект — взаимодействие нашей организации с другими национально-культурными объединениями для проведения совместных конференций и мероприятий. Там мы будем общаться и обмениваться опытом. Мы получили грант администрации города Омска на проведение Дней национальной автономии в тех районах, с которыми у нас есть соглашения. Выезжаем на несколько дней: проводим выставки, дарим книги, устанавливаем мемориальные доски. Так, в прошлом году в Таре мы установили мемориальную доску заслуженному энергетику Российской Федерации, директору северных сетей Рудольфу Васильевичу Эйсфельду, провели концерт и организовали круглый стол. То же самое мы будем делать сейчас в Омске. Гранты – очень важный источник. В рамках грантовых проектов мы уже издавали книги, снимали фильмы, приобретали необходимую технику и проводили важные мероприятия. И я всегда выражаю искреннюю благодарность властям, потому что для нас эта поддержка существенна. – Полтора года назад вы выпустили книгу «Не теряя надежды», посвящённую общественному движению немцев России, Сибири и Омской области. Почему дали именно такой заголовок своей книге? – Знаете, все эти годы, сколько я этим занимаюсь, нам и наши соплеменники, и другие люди настойчиво навязывают мысль, что у нас нет перспектив. Что мы будем ассимилированы обязательно, и немцев в России уже не будет. Хотя немцы в России не 260 лет живут, как считается, а тысячи лет, со времён, когда на этих территориях появились первые монахи, первые миссионеры. Ничего на свете вечного нет, я это прекрасно понимаю. Дело в другом. Раз мы сейчас ощущаем, что на этой стезе полезны, нам надо просто оставаться такими, какие мы есть. Сколько? Я не буду гадать. Но мы это делаем, не теряя надежду, что у нас впереди ещё большая жизнь. И мы думаем, что не только на наш век хватит. И дети мои, и внуки ощущают себя немцами, я же тоже за ними наблюдаю. Моя дочь Олесенька сказала: «Извините, но я себя ощущаю немкой, и запишусь как немка», хотя моя жена – русская. Мне очень важно, чтобы эта ментальность, эта культура была у моих детей. Это большое достижение. Наша задача – создавать условия, чтобы немцам было комфортно. Раньше они стеснялись своей национальности, а сейчас говорят, что гордятся ею. 7 мая, например, у нас была «перекличка Победы»: мы рассказывали, как наши предки внесли большой вклад в Победу над фашистской Германией, хотя они были Сталиным депортированы, им было отказано в доверии. Их отправили за колючую проволоку, многие не вернулись, в том числе мой дед. Но они сделали всё, что могли. Мы не будем стесняться говорить, что советские немцы, где бы они ни были, внесли большой вклад в эту Победу. Не бывает народа, который был бы плохим или хорошим. Нет народа-героя или народа-предателя. Каждый год 9 Мая мы принимаем участие в Бессмертном полку, а 10 мая всегда приходим к комплексу памяти тружеников тыла и возлагаем цветы своим трудармейцам. – Как вы считаете, удастся ли в будущем российским немцам сохранить свою культуру? – Если бы я в это не верил, я бы этим сегодня не занимался. Мы хотим ещё больше вовлечь государство в процесс продления жизни нашей культуры. И я верю, что у нас это получится. Если мы сделаем культурно-образовательный комплекс, будет создана основа. Мы же планируем, что это будет государственное учреждение регионального, а потом и федерального уровня. Не хочу обидеть никого из своих соплеменников – новосибирских, алтайских, томских немцев. Они сами признают, так сложились обстоятельства, что именно омское немецкое сообщество готово сегодня создать базу для дальнейшего развития. До 1941 года немцы имели три профессиональных театра, пять институтов, 14 техникумов, более 400 школ, одну республику и 15 районов. Сегодня у нас 2 района, и это, конечно, не означает, что нам конец. Мы ищем формы, чтобы не только мы, но и государство делало всё, для того чтобы у нас было продолжение. Хоть вечным не бывает ничего, я верю в наш успех. Если бы не верил, не было бы и желания работать. Это однозначно. Беседовал Илья Петров, студент ОмГУ

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных